Главная » Статьи » Тематическое планирование

Русский язык.

Русский язык.

 

Содержание учебной программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Место курса в учебном плане
  4. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Русский язык» в 4классе
  5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  8. Календарно-тематическое планирование учебного материала
  9. Литература

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 166 часов, в том числе на контрольные работы – 8 часов.  

  Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)

 

 

 

 

          Цель программы обучения:

 

  • расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
  • подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

 

Задачи программы обучения:

  • обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  • целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

 

 

 

2.Общая характеристика учебного предмета

 

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

4 класс завершает второй этап обучения. Таким образом, главной формой работы на уроках русского языка являются практические упражнения в письме и чтении.

            На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, так как возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим  ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

            В 4 классе  проводится работа по практическому построению простого предложения. Постоянно выполняются упражнения по составлению предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчиванию предложений, восстановлению нарушенного порядка слов в предложении.

 

 

 

 

 

  1. Место курса в учебном плане

 

Учебный предмет  русский язык в учебном плане относится к общеобразовательной области «Общеобразовательные курсы»

 

 

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

Русский язык

40 ч.

39 ч.

46 ч.

41 ч.

166 ч.

 

Программа рассчитана на 166 часов, по 5 часов в неделю.

 

4.Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Русский язык» в 4классе

:

 

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

 

 

Межпредметные связи изучения предмета:

 

Чтение

Чтение вслух целыми словами и про себя. Понимание читаемого. Развитие устной речи. Знание некоторых произведений.

Математика.

Счет. Вычерчивание линий.

Изобразительное искусство.

Различение цветов. Работа над иллюстрацией, рисунком.

Развитие устной речи.

Называние и характеристика предметов и явлений. Знать названия животных, растений, узнавать их изображения, голоса.

 

 

 

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

 

 

Минимальный уровень освоения предметных результатов:

 

«Звуки и буквы»

            Обучающиеся должны знать:

            - алфавит,

            - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

            Обучающиеся должны уметь:

            - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

            - употреблять ь на конце и в середине слова,

            - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

            - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

            - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

-           ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

            - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

«Слово»

            Обучающиеся должны знать:

            - предлоги до, без, под, над, около, перед,

            Обучающиеся должны уметь:

            - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

            - правильно писать имена собственные,

            - писать предлоги раздельно с другими словами,

            - употреблять разделительный ъ,

            - подбирать родственные слова, находить корень,

            - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

            Обучающиеся должны знать:

            - члены предложения: подлежащее, сказуемое.

            Обучающиеся должны уметь:

            - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

            - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

            - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

            - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

            - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

            Обучающиеся должны уметь:

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

 

Достаточный уровень освоения предметных результатов:

 «Звуки и буквы»

            Обучающиеся должны знать:

            - порядок букв в алфавите,

            - расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

            Обучающиеся должны уметь с помощью учителя:

            - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в слове),

            - употреблять ь на конце и в середине слова,

            - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

            - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

            - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

            - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

«Слово»

            Обучающиеся должны знать:

            - значение предлогов до, без, под, над, около, перед в устной и письменной речи.

            Обучающиеся должны уметь:

            - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, употреблять их в связи друг с другом,

            - различать и правильно писать имена собственные,

            - писать предлоги раздельно с другими словами,

            - употреблять разделительный ъ,

            - подбирать родственные слова, находить корень,

            - записывать словарные слова со словаря.

«Предложение»

            Обучающиеся должны знать:

            - главные члены предложения.

            Обучающиеся должны уметь:

            - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

            - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

            - писать предложения и тексты (30 – 35 слов) под диктовку (по одному слову).

«Связная речь»

            Обучающиеся должны уметь:

            - составлять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

Словарные слова: автомобиль, автобус, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телевизор, телефон, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыплёнок, человек, шофёр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.

 

 

 

7.Содержание учебного курса

 

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в  предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. Разделительный ъ.
Родственные слова.

 Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

 Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

 

 

 

7.   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Тематические папки:

1.Коррекционные упражнения

2. Русский язык.

3.Раздаточный дидактический материал для учащихся класса.

Учебные пособия

1.А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII           вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)

       2.Аксёнова А.К., Н.Г.Галунчикова, Якубовская Э.В. – Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс.  Пособие для учащихся     специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида в 2 частях.  – М., «Просвещение» 2013г.

Технические средства обучения.

  1.  Компьютер.
  2.  Мультимедийный проектор.

 

Список литературы

 

1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

2.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

3.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

  1. Аксёнова А.К., Н.Г.Галунчикова, Якубовская Э.В. – Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс.  Пособие для учащихся специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида в 2 частях.  – М., «Просвещение» 2013г.
  2.  Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
  3. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

7.Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

8.. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.-сост. Л.В.Зубарева. – 2- изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 67

9.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.

10.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

11.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2011г

 

Категория: Тематическое планирование | Добавил: kireyevavalentina (12.11.2016)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar