Главная » Статьи » Тематическое планирование |
Русский язык.
Содержание учебной программы:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) Программа рассчитана на 166 часов, в том числе на контрольные работы – 8 часов. Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков. В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.)
Цель программы обучения:
Задачи программы обучения:
2.Общая характеристика учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. 4 класс завершает второй этап обучения. Таким образом, главной формой работы на уроках русского языка являются практические упражнения в письме и чтении. На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, так как возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста. В 4 классе проводится работа по практическому построению простого предложения. Постоянно выполняются упражнения по составлению предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчиванию предложений, восстановлению нарушенного порядка слов в предложении.
Учебный предмет русский язык в учебном плане относится к общеобразовательной области «Общеобразовательные курсы»
Программа рассчитана на 166 часов, по 5 часов в неделю.
4.Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Русский язык» в 4классе :
Методы: - словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), - наглядные (наблюдения, демонстрация), - практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры). Принципы: 1. Принцип развивающего обучения. 2. Принцип воспитывающего обучения. 3. Принцип систематичности и системности в обучении. 4. Принцип научности в обучении. 5. Принцип доступности. 6. Принцип наглядности обучения. 7. Принцип активности и сознательности. 8. Принцип прочности усвоения знаний 9. Принцип индивидуализации обучения. 10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.
Межпредметные связи изучения предмета:
Чтение Чтение вслух целыми словами и про себя. Понимание читаемого. Развитие устной речи. Знание некоторых произведений. Математика. Счет. Вычерчивание линий. Изобразительное искусство. Различение цветов. Работа над иллюстрацией, рисунком. Развитие устной речи. Называние и характеристика предметов и явлений. Знать названия животных, растений, узнавать их изображения, голоса.
5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Минимальный уровень освоения предметных результатов:
«Звуки и буквы» Обучающиеся должны знать: - алфавит, - расположение слов в алфавитном порядке в словаре. Обучающиеся должны уметь: - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове), - употреблять ь на конце и в середине слова, - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и, - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова, - ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные, - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. «Слово» Обучающиеся должны знать: - предлоги до, без, под, над, около, перед, Обучающиеся должны уметь: - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом, - правильно писать имена собственные, - писать предлоги раздельно с другими словами, - употреблять разделительный ъ, - подбирать родственные слова, находить корень, - писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём. «Предложение» Обучающиеся должны знать: - члены предложения: подлежащее, сказуемое. Обучающиеся должны уметь: - членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится. - составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), - находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов). «Связная речь» Обучающиеся должны уметь: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
Достаточный уровень освоения предметных результатов: «Звуки и буквы» Обучающиеся должны знать: - порядок букв в алфавите, - расположение слов в алфавитном порядке в словаре. Обучающиеся должны уметь с помощью учителя: - анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове), - употреблять ь на конце и в середине слова, - употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и, - писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, - писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова, - ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные, - писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. «Слово» Обучающиеся должны знать: - значение предлогов до, без, под, над, около, перед в устной и письменной речи. Обучающиеся должны уметь: - различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, употреблять их в связи друг с другом, - различать и правильно писать имена собственные, - писать предлоги раздельно с другими словами, - употреблять разделительный ъ, - подбирать родственные слова, находить корень, - записывать словарные слова со словаря. «Предложение» Обучающиеся должны знать: - главные члены предложения. Обучающиеся должны уметь: - составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, - ставить знаки препинания в конце предложения, - списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями, - писать предложения и тексты (30 – 35 слов) под диктовку (по одному слову). «Связная речь» Обучающиеся должны уметь: - составлять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам. Словарные слова: автомобиль, автобус, аптека, берег, билет, вагон, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, земляника, иней, квартира, корабль, костюм, лестница, лягушка, магазин, малина, метро, мешок, минута, обед, огромный, полотенце, портрет, пример, пшеница, решать, Россия, русский, спасибо, считать, театр, телевизор, телефон, трактор, трамвай, фабрика, фамилия, цыплёнок, человек, шофёр, экскурсия, ягода, ястреб, ящерица.
7.Содержание учебного курса
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематические папки: 1.Коррекционные упражнения 2. Русский язык. 3.Раздаточный дидактический материал для учащихся класса. Учебные пособия 1.А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2009г.- 271с.) 2.Аксёнова А.К., Н.Г.Галунчикова, Якубовская Э.В. – Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида в 2 частях. – М., «Просвещение» 2013г. Технические средства обучения.
Список литературы
1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006. 2.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008. 3.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
7.Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009. 8.. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.-сост. Л.В.Зубарева. – 2- изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 67 9.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009. 10.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007. 11.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2011г
| |||||||||||||||||
Просмотров: 316 | |
Всего комментариев: 0 | |