Развитие речи.
Пояснительная записка.
Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико0синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием. Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающим предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных фильмов, предметны и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по сбору урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Развитие речи 4 класс 1 четверть
(1 урок в неделю)
|
№
|
Темы уроков
|
Часы
|
Дата
|
Наглядность
|
1
|
Начало осени. Сбор урожая.
|
1
|
|
Картинки «Времена года. Осень»
|
2
|
Овощи, фрукты, ягоды.
|
1
|
|
Муляжи, предметные картинки.
|
3
|
Грибы.
|
1
|
|
Муляжи. Предметные картинки.
|
4
|
Сентябрь – начало осени. Экскурсия. Практическая работа «Красивый цветок»
|
1
|
|
Картина «Осень»
|
5
|
Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс. Их использование
|
1
|
|
Гербарий
|
6
|
Город. Поведение в городе.
|
1
|
|
Картина «Город»
|
7
|
Середина осени. Экскурсия .
|
1
|
|
Картина «Золотая осень»
|
8
|
Село, деревня.
|
1
|
|
Сюжетные картинки
|
9
|
Правила дорожного движения.
|
1
|
|
Дорожные знаки. Таблицы .
|
Всего за 1 четверть - 9 уроков Экскурсии -2 Практическая работа -1
|
Развитие речи 4 класс 2 четверть
|
№
|
Темы уроков
|
Часы
|
Дата
|
Наглядность
|
1
|
Времена года: осень.
|
1
|
|
Картинки из серии «Времена года»
|
2
|
Орехи
|
1
|
|
Орехи кедровые, грецкие, земляные, фундук.
|
3
|
Деревья, кустарники, травы.
|
1
|
|
Картинки деревьев, кустарников, трав.
|
4
|
Разнообразие животных в природе.
|
1
|
|
Картинки о животных
|
5
|
Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия.
|
1
|
|
Картинки «Времена года» -зима.
|
6
|
Посуда . Экскурсия в кабинет СБО.
|
1
|
|
Предметные картинки.
|
7
|
Охрана здоровья и отдых зимой.
|
1
|
|
Предметные картинки.
|
Всего за 2 четверть – 7уроков экскурсии – 2
|
Развитие речи 4 класс 3 четверть
|
№
|
Темы
|
Часы
|
Дата
|
Наглядность
|
1
|
Зима – начало года. Зимние забавы детей.
|
1
|
|
Картина «Зимние забавы детей»
|
2
|
Растения зимой : хвойные. Ель
|
1
|
|
Таблица «Хвойные деревья».ТСО
|
3
|
Сосна, как представитель хвойных растений.
|
1
|
|
Таблица «Хвойные деревья»
|
4
|
Обувь : виды обуви.
|
1
|
|
Предметные картинки
|
5
|
Одежда, обувь. Значение и применение. Практическое занятие «Уход за обувью»
|
1
|
|
Предметные картинки
|
6
|
Февраль – последний месяц зимы. Экскурсия.
|
1
|
|
Картинки по временам года
|
7
|
Домашние животные зимой. Корова .
|
1
|
|
Таблица Домашние животные»
|
8
|
Лошадь –домашнее животное.
|
1
|
|
Таблица «Домашние животные».ТСО
|
9
|
Март - весенний месяц. Экскурсия .
|
1
|
|
Сюжетные картинки
|
10
|
Труд людей зимой: профессии.
|
1
|
|
Сюжетные картинки
|
Всего за 3 четверть – 10 Экскурсии – 2 Практическое занятие- 1
|
Развитие речи 4 класс 4 четверть
|
№
|
Темы уроков
|
Часы
|
Дата
|
Наглядность
|
1
|
Домашние птицы: лебедь и гусь
|
1
|
|
Картинки птиц.ТСО
|
2
|
Весна в апреле. Экскурсия.
|
1
|
|
Картинки по временам года
|
3
|
Зимующие и перелётные птицы
|
1
|
|
Картинки птиц. ТСО
|
4
|
Вредные и полезные насекомые
|
1
|
|
Картинки насекомых. ТСО
|
5
|
Рыбы, как представители животного мира
|
1
|
|
Картинки рыб
|
6
|
Земноводные.
|
1
|
|
Картинки земноводных. ТСО
|
7
|
Человек – часть природы.
|
1
|
|
Сюжетные картинки
|
8
|
Май – конец весны. Экскурсия.
Итоги четверти.
|
1
|
|
|
Всего за 4 четверть -8 уроков Экскурсии -2
Всего за год -34 урока
|
|