Главная » Статьи » Тематическое планирование

Математика.

Математика.  

 

Содержание учебной программы

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Место курса в учебном плане

4.

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

6.Содержание учебного курса

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

8.Календарно-тематическое планирование учебного материала

9.Литература

 

 

 

1.Пояснительная записка.

 

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (М. Н. Перова, В. В. Эк)   под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год.

     Программа по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 3 классе и рассчитана на 166  часов в год,  5 ч в неделю.

          Рабочая учебная программа по предмету «Математика » предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в 4  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Математика» - 1 учебный год.

Цель программы обучения:

                расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

  • формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
  •  формирование  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • формирование и развитие речи учащихся;
  • коррекция нарушений психофизического развития детей.

 

 

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 Основополагающие принципы.

  В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  4  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.  Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.

Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

  • формы обучения - урок, практическая работа.
  • методы обучения:
  •  словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), наглядные (наблюдения, демонстрация),
  •  практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

Изучение математики должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших математических знаний
  • овладение   учащимися умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
  • развитие познавательных способностей, точности и глазомера.
  • воспитание - у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыки самоконтроля, развивать
  • применение полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях

 Программа предусматривает формирование у учащихся элементов абстрактного мышления, сравнения, анализа, синтеза

  1. Место курса в учебном плане

Учебный предмет математика в учебном плане относится к образовательной области «Общеобразовательные курсы». Программа рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю, всего 166  часов.

 

 

  1. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Математика» в 4классе.

 

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

 

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:

Достаточный уровень освоения предметных результатов:

Обучающиеся должны знать:

 различие между устным и письменным сложением и вы­читанием чисел в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

названия компонентов умножения, деления; меры длины, массы и их соотношения; меры времени и их соотношения;

различные случаи взаимного положения двух геометри­ческих фигур;

названия элементов четырехугольников.

Обучающиеся  должны уметь:

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

определять время по часам тремя способами с точнос­тью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные про­стые арифметические задачи;

самостоятельно кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные ли­нии;

вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное по­ложение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежно­го угольника на нелинованной бумаге.

Минимальный уровень освоения предметных результатов:

Обучающиеся  должны уметь:

с помощью выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

с помощью практически пользоваться переместительным свойством умножения;

с помощью определять время по часам тремя способами с точнос­тью до 1 мин;

с помощью решать, составлять, иллюстрировать все изученные про­стые арифметические задачи;

с помощью кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

с помощью различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные ли­нии;

с помощью вычислять длину ломаной;

с помощью узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное по­ложение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

с помощью чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежно­го угольника на нелинованной бумаге.

Примечания.

1. Не обязательно знание наизусть таблиц умножения чи­сел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таб­лицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.

2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

  1. Определение времени по часам хотя бы одним способом.

    4. Решение составных задач с помощью учителя.

  1. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

      Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

 

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

 

 

 

 

  1. Содержание учебного предмета, коррекционного курса:

 

1.  Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

2.  Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

3.Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

4.Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

5.Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

6. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

7. Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.

8. Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

9. Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

10. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

11. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

12. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

13.  Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

14.  Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

15.  Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

16.  Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны. 

 

7.   Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Тематические папки:

  1. Коррекционные упражнения
  2.  Математика.
  3. Геометрический материал.
  4. Раздаточный дидактический материал для учащихся класса.

Чертёжные инструменты и модели:

  1. Линейка классная деревянная 1метр.
  2. Циркуль для классной доски деревянный.
  3. Треугольник для классной доски пластмассовый.
  4. Набор  «Геометрические тела».

Учебные пособия

  1. М.Н.Петрова Математика 4 класс. Учебник специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М. «Просвещение»2011.

    Электронное обеспечение

         http://maminsite.ru/early.files/games/11[1].swf   (Обучение навыкам счета на сложение. Знакомство с составом числа.)

        .http://www.nachalka.info.

Технические средства обучения.

  1.  Компьютер.
  2.  Мультимедийный проектор.

 

 

  1. Литература

 

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах».  - М., Просвещение  2006г.
  2. Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
  3. Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
  4. Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». -  Москва, 2007
  5. Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе».  Дефектология,  2006, № 5.
  6. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2006.
  7. Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». -  Москва "Просвещение"2010.
  8. Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». -  Москва "Просвещение" 2007.
  9. Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе».  Дефектология,2010, № 3.
  10. Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». -  Москва, 2010
  11. Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы». -  М.Просвещение. 2009. 
  12. Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной  школе». -  М. «Просвещение» 2005 г.
  13. Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы».   Дефектология, 2010 № 5.

 

Категория: Тематическое планирование | Добавил: kireyevavalentina (12.11.2016)
Просмотров: 757 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar