Главная » Статьи » Тематическое планирование |
Математика.
Содержание учебной программы 1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика учебного предмета. 3.Место курса в учебном плане 4. 5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса 6.Содержание учебного курса 7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 8.Календарно-тематическое планирование учебного материала 9.Литература
1.Пояснительная записка.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (М. Н. Перова, В. В. Эк) под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год. Программа по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 3 классе и рассчитана на 166 часов в год, 5 ч в неделю. Рабочая учебная программа по предмету «Математика » предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Срок реализации настоящей программы по предмету «Математика» - 1 учебный год. Цель программы обучения: расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач. Задачи программы обучения:
Основные направления коррекционной работы:
Основополагающие принципы. В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса положены следующие принципы:
2. Общая характеристика учебного предмета Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Учащиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 100, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления. Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
Изучение математики должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду. Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
Программа предусматривает формирование у учащихся элементов абстрактного мышления, сравнения, анализа, синтеза
Учебный предмет математика в учебном плане относится к образовательной области «Общеобразовательные курсы». Программа рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю, всего 166 часов.
Методы. а) общепедагогические методы: -словесные – рассказ, объяснение, беседа; -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; -практические – упражнения б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко): - задания по степени нарастающей трудности; - специальные коррекционные упражнения; - задания с опорой на несколько анализаторов; - включение в уроки современных реалий; - развёрнутая словесная оценка; - призы, поощрения. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий. Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Достаточный уровень освоения предметных результатов: Обучающиеся должны знать: различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100; таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; названия компонентов умножения, деления; меры длины, массы и их соотношения; меры времени и их соотношения; различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; названия элементов четырехугольников. Обучающиеся должны уметь: выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; практически пользоваться переместительным свойством умножения; определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. Минимальный уровень освоения предметных результатов: Обучающиеся должны уметь: с помощью выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; с помощью практически пользоваться переместительным свойством умножения; с помощью определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; с помощью решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; с помощью кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; с помощью различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; с помощью вычислять длину ломаной; с помощью узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; с помощью чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге. Примечания. 1. Не обязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного. 2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). 2. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. 3.Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. 4.Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. 5.Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. 6. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся. 7. Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. 8. Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. 9. Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени. 10. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 11. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 12. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. 13. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. 14. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника. 15. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника. 16. Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематические папки:
Чертёжные инструменты и модели:
Учебные пособия
Электронное обеспечение http://maminsite.ru/early.files/games/11[1].swf (Обучение навыкам счета на сложение. Знакомство с составом числа.) .http://www.nachalka.info. Технические средства обучения.
| |
Просмотров: 757 | |
Всего комментариев: 0 | |