Главная » Статьи » Тематическое планирование

Чтение

Чтение.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по чтению  для 4 класса составлена на основе  «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на внеклассное чтение -  4 часа соответственно.

 В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение,  объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.  Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

         Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.

 Для реализации Рабочей  программы используется учебно - методический комплект: учебник  (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. – 158с.)

 

Цель программы обучения:

  • закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
  • коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.

 

   Основные задачи программы обучения:

  • учить детей читать доступный их пониманию текст  вслух и про себя;
  • осмысленно воспринимать его содержание;
  • активизировать словарь учащихся;
  • научить полному и выборочному пересказу прочитанного;

 

Коррекционные методы и принципы обучения:

 

Методы:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (самостоятельные работы, дидактические игры).

Принципы:                                                                                                    

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип систематичности и системности в обучении.

4. Принцип научности в обучении.

5. Принцип доступности.

6. Принцип наглядности обучения.

7. Принцип активности и сознательности.

8. Принцип прочности усвоения знаний

9. Принцип индивидуализации обучения.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

 В 4 классе у учащихся формируется и закрепляется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

На уроках чтения проводится работа по развитию техники чтения:

- Правильное чтение вслух целыми словами.

- Чтение про себя.

- Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

         Особое внимание уделяется пониманию читаемого текста:

- Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого.

- Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

- Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.

- Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

- Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным.

- Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Большое значение в решении поставленных учителем задач играет развитие устной речи:

- Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

- Заучивание наизусть стихотворений, басен.

 Внеклассное чтение ставит задачу развития читательской самостоятельности у учащихся:

- Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов;

- называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию;

- рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.


Межпредметные связи изучения предмета:

 

Русский язык

Знание букв и звуков. Членение речи на предложения, выделения в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Постановка ударения в словах (и логического ударения). Виды предложений по цели высказывания.

Математика.

Знать пространственные понятия: справа, слева, снизу, сверху; расположение слов горизонтально и вертикально.

Изобразительное искусство.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение цветов. Работа с тематическими иллюстрациями, их анализ. Рисование иллюстраций к произведениям.

Развитие устной речи.

   Практическое построение простого распространенного предложения.   Пересказ содержания прочитанного произведения.  Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений и басни.

 

 

 

Место курса в учебном плане

Учебный предмет чтение в учебном плане относится к образовательной области «Общеобразовательные курсы». Программа рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю, всего 166  часов.

 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:

Учащиеся должны уметь:

 

·        читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;

·        читать про себя;

·        отвечать на вопросы по прочитанному;

·        выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

·        определять главную мысль произведения;

·        читать отрывки по ролям;

·        пересказывать прочитанное полностью и выборочно.

 

 

Учащиеся должны знать:

 

  • знать наизусть 7-8 стихотворений.

 

 

Содержание программы учебного курса

 

Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена согласно  «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на внеклассное чтение – 4 часа. В программу по чтению включены   следующие разделы и темы:

 

Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

 Листья пожелтелые по ветру летят …

10 ч

  • А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»
  • Ф.Тютчев «Листья».
  • По Г.Граубину «Как наступает листопад».
  • А.Гонтарь «Осень в лесу».
  • С.Прокофьева «Подарки Осени»
  • По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок)
  • Н..Носов «Хитрюга».
  • Н.Сладков «Осень».
  • Г.Снегирёв «Бурундук».

Раз, два – начинается игра!

6 ч

  • Считалки
  • М.Бородицкая «Щи- талочка»
  • Л.Пантелеев «Карусели».
  • Д.Хармс «Игра». (Отрывок)
  • В.Левин «Чудеса в авоське».
  • Внеклассное чтение. Н.Носов «Затейники».

 Будем делать хорошо и не будем - плохо

16 ч

  • «Не моё дело!» (Китайская сказка)
  • И.Крылов «Чиж и Голубь»
  • Л.Толстой «Два товарища»
  • Л.Пантелеев «Трус».
  • Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».
  • В.Сафронов «Подвиг».
  • Ю.Ермолаев «Силач».
  • По В.Осеевой «Самое страшное»
  • К.Киршина «Вот какая история»
  • По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря».
  • А.Барто «В театре»
  • Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо»
  • Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

 Зимние узоры.

 

 

 

 

 

  • Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)
  • С.Прокофьева «Подарки Зимы».
  • Г.Харлампьев «Жадная сорока».
  • З.Александрова «До свидания, зима!»

Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!

8 ч

  • «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).
  • Г.Сапгир «Рабочие руки».
  • Н.Носов «Заплатка».
  • А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».
  • Г.Виеру «Хлеб с росою».

 В окно повеяло весною…

6 ч

  • А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась…»
  • К.Ушинский «Ласточка».
  • А.Н.Толстой «Весенние ручьи».
  • С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам».
  • В.Сафронова «Весна».
  • Внеклассное чтение. Н.Сладков «Ивовый пир».

На пользу и славу Отечества

8 ч

  • Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина)
  • Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».
  • По О.Орлову «К неведомым берегам».
  • По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».

 Видно не напрасно называют лето красным

10 ч

  • Г.Греков «Летом».
  • С.Прокофьева «Подарки лета».
  • По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».
  • По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).
  • Вс.Рождественский «Одуванчик».
  • По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».
  • Внеклассное чтение. По А.Смирнову «Малина».

 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

 

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

 

IV класс

 

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Тематические папки:

1.Коррекционные упражнения

2. Чтение

3.Раздаточный дидактический материал для учащихся класса.

 

Технические средства обучения.

  1.  Компьютер.
  2.  Мультимедийный проектор.

 

 

Литература

 

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». -  М.,2010.

 

  1. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

 

  1. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

 

  1. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

 

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.

 

  1. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

 

  1.  Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

 

  1. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

 

Категория: Тематическое планирование | Добавил: kireyevavalentina (12.11.2016)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar