Главная » Статьи » Тематическое планирование |
Чтение. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на внеклассное чтение - 4 часа соответственно. В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события. В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся. Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. – 158с.)
Цель программы обучения:
Основные задачи программы обучения:
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы: - словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой), - наглядные (наблюдения, демонстрация), - практические (самостоятельные работы, дидактические игры). Принципы: 1. Принцип развивающего обучения. 2. Принцип воспитывающего обучения. 3. Принцип систематичности и системности в обучении. 4. Принцип научности в обучении. 5. Принцип доступности. 6. Принцип наглядности обучения. 7. Принцип активности и сознательности. 8. Принцип прочности усвоения знаний 9. Принцип индивидуализации обучения. 10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
В 4 классе у учащихся формируется и закрепляется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. На уроках чтения проводится работа по развитию техники чтения: - Правильное чтение вслух целыми словами. - Чтение про себя. - Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Особое внимание уделяется пониманию читаемого текста: - Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. - Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. - Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. - Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. - Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. - Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Большое значение в решении поставленных учителем задач играет развитие устной речи: - Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. - Заучивание наизусть стихотворений, басен. Внеклассное чтение ставит задачу развития читательской самостоятельности у учащихся: - Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; - называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; - рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Русский язык Знание букв и звуков. Членение речи на предложения, выделения в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Постановка ударения в словах (и логического ударения). Виды предложений по цели высказывания. Математика. Знать пространственные понятия: справа, слева, снизу, сверху; расположение слов горизонтально и вертикально. Изобразительное искусство. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение цветов. Работа с тематическими иллюстрациями, их анализ. Рисование иллюстраций к произведениям. Развитие устной речи. Практическое построение простого распространенного предложения. Пересказ содержания прочитанного произведения. Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений и басни.
Место курса в учебном плане Учебный предмет чтение в учебном плане относится к образовательной области «Общеобразовательные курсы». Программа рассчитана на 34 учебные недели, 5 часов в неделю, всего 166 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса: Учащиеся должны уметь:
· читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; · читать про себя; · отвечать на вопросы по прочитанному; · выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение; · определять главную мысль произведения; · читать отрывки по ролям; · пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Учащиеся должны знать:
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на внеклассное чтение – 4 часа. В программу по чтению включены следующие разделы и темы:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов; При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тематические папки: 1.Коррекционные упражнения 2. Чтение 3.Раздаточный дидактический материал для учащихся класса.
Технические средства обучения.
Литература
| ||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 555 | |
Всего комментариев: 0 | |